Тема 10. Индивидуальная учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся
Учебная ситуация 1. Требования к индивидуальным учебно- исследовательским работам учащихся
Задание 1. Прочитайте текст
В разделе 3 «Проблемное обучение» мы перечисляли этапы исследовательской деятельности:
- Проблематизация.
- Разбивка проблемы на комплекс задач и подбор методов решения задач.
- Формулировка гипотез(ы) (реально формулируется не одна, а несколько конкурирующих между собой гипотез). При этом важно обосновать гипотезы, ведь каждая гипотеза претендует на истинность.
- Планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария.
- Проверка выдвинутых предположений. На этом шаге какая-то из гипотез приобретает статус знания.
- Оформление результатов исследовательской деятельности как конечного продукта.
- Представление результатов исследования в обобщенном и структурированном виде широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
…На фоне всей проделанной выше работы понятно, что освоение всех этапов исследования, а так же способов и средств исследовательской деятельности не может происходить одномоментно. Необходимо выделить этапы по освоению этапов исследовательской деятельности.
При обсуждении организации учебных исследований в рамках внеурочной деятельности мы постарались обозначить специфику организации предлагаемых видов работ в привязке к 5-7 и 8-9 классам.
При обсуждении организации учебных исследований в рамках урочной деятельности мы выделили два формата работы – исследовательские задания и исследовательские задачи.
Очевидно, что и при организации индивидуальных исследовательских работ учащихся 5-9 классов так же необходимо учитывать этапность в освоении норм исследовательской деятельности.
При этом приходится констатировать, что этот вроде бы очевидный момент совершенно не учитывается организаторами многих ученических конференций.
В большинстве своем эти требования совпадают с требованиями к работам диссертационного уровня. И, заметьте, не важно, кто выполняет эту работу, – подросток, старшеклассник или аспирант.
Вот реальный перечень требований к ученической исследовательской работе (для учащихся 6-11 классов):
— Актуальность темы; постановка проблемы; формулирование гипотезы; целей и задач работы, ожидаемых результатов.
— Обзор литературы: современное состояние проблемы, ее изученность.
— Объекты и методы исследования.
— Описание работы.
— Заключение (представление основного результата работы, соответствующего заявленной во введении цели).
Другими словами, при таком подходе (если всерьез относиться к представленным требованиям) от школьника уже, например, 6 класса ожидается готовность и способность:
— работать в соответствии с нормами сложно организованной исследовательской деятельности,
— владеть понятийным аппаратом науки,
— владеть научной проблематикой, научной актуальностью,
— самостоятельно (!) сформулировать вопрос проблемного характера, имеющий научную уместность и значимость.
Очевидно, что подавляющее большинство школьников этого возраста выполнить такую работу не в состоянии.
Педагогические негативные последствия работы, когда взрослые приписывают учащимся способность выполнять сложные исследовательские работы – очевидна.
Вывод очевиден – к индивидуальным работам необходимы требования, выстроенные в логике освоения норм исследовательской деятельности от года к году.
Такие требования могли бы, наряду с другими форматами работ, поддержать необходимый уровень исследовательской самостоятельности школьников и, в итоге, обеспечить высокое качество реальных исследовательских работ многих старшеклассников.
***
В Школьной лиге РОСНАНО проводится сетевая конференция научных и проектных работ учащихся основной и старшей школы.
В настоящий момент в рамках этой конференции отрабатывается набор требований к работам учащихся 5-11 классов исследовательского и проектного характера.
Ниже приведены перечни требований к данным работам
Исследовательские работы:
5-6 классы. В данной возрастной группе на конкурс принимаются исследовательские работы, посвященные описанию собственных наблюдений и самостоятельно проведенных автором работы опытов в области естествознания.
Критерии оценки: в названии работы зафиксирован познавательный вопрос (в том числе и в форме проблемного вопроса); ответ на поставленный вопрос представлен как описание результатов наблюдений и проведенных опытов.
Дополнительно могут быть представлены таблицы и другой иллюстративный материал.
Прим.: содержание работ учащихся носит скорее эмпирический характер, чем теоретический.
7-8 классы. В данной возрастной группе на конкурс принимаются исследовательские работы, посвященные описанию и осмыслению наблюдений, опытов, экспериментов, самостоятельно проведенных авторам работы в области естествознания.
Критерии оценки: в работе выделен познавательный вопрос (проблема), отмечена причина интереса автора к этой теме, описан ход исследования с выделением инструментов и этапов деятельности; приведены полученные результаты.
Прим.: в частности, работы учащихся могут касаться самостоятельного воспроизведения известных в истории науки наблюдений, экспериментов в области естествознания с последующим обсуждением полученных результатов (и их теоретическим объяснением).
9-11 классы. На конкурс принимаются исследовательские работы, посвященные описанию и осмыслению исследований сделанных авторами работ (школьниками) в области естествознания, в т.ч. – в области нанотехнологий, обладающих научной новизной и имеющих научную значимость.
Критерии оценки: в работе выделен исследовательский вопрос (проблема), обоснована причина интереса автора к этой проблеме; сформулирована стартовая гипотеза; определены задачи исследования; описан ход исследования с выделением инструментов и этапов деятельности; приведены полученные результаты, проведено обобщение полученных данных и сделаны выводы.
Проектные работы
5-6 классы. Проектные работы представляют собой реальные продукты, созданные младшими подростками по образу и подобию продуктов, представленных в человеческой культуре. Созданные на предметном материале естествознания продукты могут представлять собой музейные экспозиции, макеты, действующие модели (или их эскизы и прототипы) и т.д.
Критерии оценки: в работе обозначен проектный замысел, обозначены этапы реализации замысла, трудности, с которыми пришлось столкнуться, и которые были успешно преодолены; представлен итоговый результат работы. В тексте (или презентации) указаны образцы «взрослой культуры» в соотношении с которыми создавался данный проект.
7-8 классы. На конкурс представляются результаты проектной деятельности – экспозиции, макеты, модели (или их эскизы и прототипы), созданные с опорой на предметный материал естествознания и характеризующиеся оригинальностью, инженерные установки, действующие на основе законов физики и т.д.
Критерии оценки: в работе обозначен проектный замысел; особенности созданного продукта, связанные с улучшением исходного прототипа, его адаптацией к новым условиям и т.д.; обозначены этапы реализации проекта; указаны результаты и дополнительные эффекты.
9-11 классы. Проектные работы, посвященные реализованным или планируемым к реализации проектам в области естествознания, нанотехнологий и технопредпринимательства.
Критерии оценки: в работе выражен проектный замысел, а именно – какие изменения планируется внести в мир (локального или глобального масштаба) в ходе реализации проекта. Обоснована заинтересованность автора в проекте. Из текста доклада и презентации понятно – в чем основной замысел проекта, каковы механизмы реализации проекта, по каким критериям можно судить об успешности проекта. Проекты могут носить просветительский, преобразующий, креативный характер. Приветствуются реализованные проекты с демонстрацией полученных результатов.
Примечание: предлагаемый перечень заданий и возрастных групп не во всем совпадает с перечнем видов работ и учебных классов, с которыми мы работали ранее. Связано это и с тем, что индивидуальные исследовательские и проектные работы ориентированы на индивидуальное выполнение, а, например, исследовательские задания – на работы со всем классом, в котором уровень подготовки учащихся разный.
Задание 2. Если у вас возникли предложения по уточнению списка требований к индивидуальным работам исследовательского и проектного характера для учащихся различных классов – напишите свои предложения.
Результаты работы прикрепите в виде файла через форму отправки заданий на главной странице учебного курса. В названии укажите свою фамилию и номер темы (например, Иванова тема 10)