Тема 11. Разработка итогового урока или занятия по курсу «Учебные исследования в 5-9 классах на уроках и во внеурочной деятельности. Естественнонаучные дисциплины»
Задание 1.
В качестве итоговой работы предлагается подготовить материалы по одной из двух предложенных тем:
— историческая реконструкция научного открытия;
— исследовательское задание.
Историческая реконструкция научного открытия
Разработайте и опишите макет занятия (погружения) по внеурочной деятельности в логике исторической реконструкции научного открытия. Тематика должна касаться предметности, изучаемой в 5-9 классах.
Принципиально важно, чтобы историческая реконструкция не превратилась в простое проблемное изложение материала.
В исторической реконструкции нам необходимо обеспечить включение школьников в работу, в ходе которой они попробуют сделать что-то из списка: выделить проблематику исследования, переизобрести экспериментальные процедуры и сравнить их с теми, что сделали в свое время исследователи, сформулировать гипотезы и сравнить их с гипотезами реальных исследователей, провести аналогичные эксперименты, сформулировать выводы. Другими словами – принять активное и живое участие в переоткрытии научного открытия, соотнося свои действия с действиями ученых.
При разработке макета важно не потерять следующие содержательные линии:
- Предметная линия, в рамках которой объект исследования открывает свои новые свойства.
- Метапредметная линия, в границах которой открывается устройство исследовательской деятельности (проблематика, гипотезы, изобретение экспериментальных установок и проверка гипотез, получение результатов, проблематизация результатов, повторные доказательства, превращение одной из гипотез в теорию).
Прим.: одновременная работа в предметном слое и метапредметном требует наличие двух досок в кабинете и обязательной схематизации выделенных этапов исследовательской работы.
- Рефлексивный слой работы – уточнение того, что делают учащиеся в тот или иной момент на занятии (погружении). Домашним заданием по итогам работы может быть самостоятельное описание этапов научного исследования и кратких содержательных характеристик каждого этапа.
В качестве варианты оформления работы ориентируйтесь на материалы, представленные в теме 5 «Содержание и формы организации учебно-исследовательской деятельности во время внеурочной деятельности» в разделе «дополнительные материалы».
Прим.: очевидно, что подобная работа может проводиться и в 10-11 классах. Однако нам важно разработать формы подобной организации работы именно для подростковой школы
Исследовательское задание
Разработайте и опишите макет урока (на предметном материале преподаваемой вами дисциплины для учащихся 5-9 класса), выстроенного в логике исследовательского задания.
Принципиально важно, чтобы содержанием «исследовательского задания» была одна из тем программного материала.
В рамках разработанного макета необходимо показать реализацию всех выше перечисленных шагов:
- проведение учащимися (в парах или в группах) физического (биологического, химического) эксперимента, инженерного опыта (наблюдения, анализа образцов и т.д.) по предложенному описанию; обнаружения учащимися того или иного эффекта (свойства); формулировка самими учащимися (!) познавательного вопроса (в том числе в форме проблемного вопроса);
- высказывание учащимися гипотез, объясняющих наблюдаемый эффект, общеклассное обсуждение предложенных вариантов обсуждения; работа с текстом учебника, объясняющим причины того или иного явления; оценка степени понятности объяснения;
- обсуждение учащимися шагов собственной работы, обозначение их как этапов исследовательской работы; выделение того, что было сделано самостоятельно, а что – при поддержке педагога.
Итоговое задание прикрепите в виде файла через форму отправки заданий на главной странице учебного курса. В названии укажите свою фамилию и номер темы (например, Иванова итоговое задание)