Индивидуальная учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся

 01.04.15  19:59

Тема 10. Индивидуальная учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся

Учебная ситуация 1. Требования к индивидуальным учебно- исследовательским работам учащихся

Задание 1. Прочитайте текст

В разделе 3 «Проблемное обучение» мы перечисляли этапы исследовательской деятельности:

  1. Проблематизация.
  2. Разбивка проблемы на комплекс задач и подбор методов решения задач.
  3. Формулировка гипотез(ы) (реально формулируется не одна, а несколько конкурирующих между собой гипотез). При этом важно обосновать гипотезы, ведь каждая гипотеза претендует на истинность.
  4. Планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария.
  5. Проверка выдвинутых предположений. На этом шаге какая-то из гипотез приобретает статус знания.
  6. Оформление результатов исследовательской деятельности как конечного продукта.
  7. Представление результатов исследования в обобщенном и структурированном виде широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

…На фоне всей проделанной выше работы понятно, что освоение всех этапов исследования, а так же способов и средств исследовательской деятельности не может происходить одномоментно. Необходимо выделить этапы по освоению этапов исследовательской деятельности.

При обсуждении организации учебных исследований в рамках внеурочной деятельности мы постарались обозначить специфику организации предлагаемых видов работ в привязке к 5-7 и 8-9 классам.

При обсуждении организации учебных исследований в рамках урочной деятельности мы выделили два формата работы – исследовательские задания и исследовательские задачи.

Очевидно, что и при организации индивидуальных исследовательских работ учащихся 5-9 классов так же необходимо учитывать этапность в освоении норм исследовательской деятельности.

При этом приходится констатировать, что этот вроде бы очевидный момент совершенно не учитывается организаторами многих ученических конференций.

В большинстве своем эти требования совпадают с требованиями к работам диссертационного уровня. И, заметьте, не важно, кто выполняет эту работу, – подросток, старшеклассник или аспирант.

Вот реальный перечень требований к ученической исследовательской работе (для учащихся 6-11 классов):

— Актуальность темы; постановка проблемы; формулирование гипотезы; целей и задач работы, ожидаемых результатов.

— Обзор литературы: современное состояние проблемы, ее изученность.

— Объекты и методы исследования.

— Описание работы.

— Заключение (представление основного результата работы, соответствующего заявленной во введении цели).

Другими словами, при таком подходе (если всерьез относиться к представленным требованиям) от школьника уже, например, 6 класса ожидается готовность и способность:

— работать в соответствии с нормами сложно организованной исследовательской деятельности,

— владеть понятийным аппаратом науки,

— владеть научной проблематикой, научной актуальностью,

— самостоятельно (!) сформулировать вопрос проблемного характера, имеющий научную уместность и значимость.

Очевидно, что подавляющее большинство школьников этого возраста выполнить такую работу не в состоянии.

Педагогические негативные последствия работы, когда взрослые приписывают учащимся способность выполнять сложные исследовательские работы – очевидна.

Вывод очевиден – к индивидуальным работам необходимы требования, выстроенные в логике освоения норм исследовательской деятельности от года к году.

Такие требования могли бы, наряду с другими форматами работ, поддержать необходимый уровень исследовательской самостоятельности школьников и, в итоге, обеспечить высокое качество реальных исследовательских работ многих старшеклассников.

***

В Школьной лиге РОСНАНО проводится сетевая конференция научных и проектных работ учащихся основной и старшей школы.

В настоящий момент в рамках этой конференции отрабатывается набор требований к работам учащихся 5-11 классов исследовательского и проектного характера.

Ниже приведены перечни требований к данным работам

Исследовательские работы:

5-6 классы. В данной возрастной группе на конкурс принимаются исследовательские работы, посвященные описанию собственных наблюдений и самостоятельно проведенных автором работы опытов в области естествознания.

Критерии оценки: в названии работы зафиксирован познавательный вопрос (в том числе и в форме проблемного вопроса); ответ на поставленный вопрос представлен как описание результатов наблюдений и проведенных опытов.

Дополнительно могут быть представлены таблицы и другой иллюстративный материал.

Прим.: содержание работ учащихся носит скорее эмпирический характер, чем теоретический.

7-8 классы. В данной возрастной группе на конкурс принимаются исследовательские работы, посвященные описанию и осмыслению наблюдений, опытов, экспериментов, самостоятельно проведенных авторам работы в области естествознания.

Критерии оценки: в работе выделен познавательный вопрос (проблема), отмечена причина интереса автора к этой теме, описан ход исследования с выделением инструментов и этапов деятельности; приведены полученные результаты.

Прим.: в частности, работы учащихся могут касаться самостоятельного воспроизведения известных в истории науки наблюдений, экспериментов в области естествознания с последующим обсуждением полученных результатов (и их теоретическим объяснением).

9-11 классы. На конкурс принимаются исследовательские работы, посвященные описанию и осмыслению исследований сделанных авторами работ (школьниками) в области естествознания, в т.ч. – в области нанотехнологий, обладающих научной новизной и имеющих научную значимость.

Критерии оценки: в работе выделен исследовательский вопрос (проблема), обоснована причина интереса автора к этой проблеме; сформулирована стартовая гипотеза; определены задачи исследования; описан ход исследования с выделением инструментов и этапов деятельности; приведены полученные результаты, проведено обобщение полученных данных и сделаны выводы.

Проектные работы

5-6 классы. Проектные работы представляют собой реальные продукты, созданные младшими подростками по образу и подобию продуктов, представленных в человеческой культуре. Созданные на предметном материале естествознания продукты могут представлять собой музейные экспозиции, макеты, действующие модели (или их эскизы и прототипы) и т.д.

Критерии оценки: в работе обозначен проектный замысел, обозначены этапы реализации замысла, трудности, с которыми пришлось столкнуться, и которые были успешно преодолены; представлен итоговый результат работы. В тексте (или презентации)  указаны образцы «взрослой культуры» в соотношении с которыми создавался данный проект.

7-8 классы. На конкурс представляются результаты проектной деятельности – экспозиции, макеты, модели (или их эскизы и прототипы), созданные с опорой на предметный материал естествознания и характеризующиеся оригинальностью, инженерные установки, действующие на основе законов физики и т.д.

Критерии оценки: в работе обозначен проектный замысел; особенности созданного продукта, связанные с улучшением исходного прототипа, его адаптацией к новым условиям и т.д.; обозначены этапы реализации проекта; указаны результаты и дополнительные эффекты.

9-11 классы. Проектные работы, посвященные реализованным или планируемым к реализации проектам в области естествознания, нанотехнологий и технопредпринимательства.

Критерии оценки: в работе выражен проектный замысел, а именно – какие изменения планируется внести в мир (локального или глобального масштаба) в ходе реализации проекта. Обоснована заинтересованность автора в проекте. Из текста доклада и презентации понятно – в чем основной замысел проекта, каковы механизмы реализации проекта, по каким критериям можно судить об успешности проекта. Проекты могут носить просветительский, преобразующий, креативный характер. Приветствуются реализованные проекты с демонстрацией полученных результатов.

 

Примечание: предлагаемый перечень заданий и возрастных групп не во всем совпадает с перечнем видов работ и учебных классов, с которыми мы работали ранее. Связано это и с тем, что индивидуальные исследовательские и проектные работы ориентированы на индивидуальное выполнение, а, например, исследовательские задания – на работы со всем классом, в котором уровень подготовки учащихся разный.

 

Задание 2. Если у вас возникли предложения по уточнению списка требований к индивидуальным работам исследовательского и проектного характера для учащихся различных классов – напишите свои предложения.

Результаты работы прикрепите в виде файла через форму отправки заданий на главной странице учебного курса. В названии укажите свою фамилию и номер темы (например, Иванова тема 10)

Скачать текст в формате .pdf