Тема 4. Самостоятельная исследовательская проба и учебное исследование учащихся основной школы
Необходимо различать исследовательскую деятельность (самостоятельную исследовательскую пробу) и учебно-исследовательскую деятельность учащихся подростковой школы.
Под исследовательской деятельностью (самостоятельной исследовательской пробой) школьников мы понимаем деятельность учащихся, по своей структуре сходную с научной деятельностью.
Прим.: структуру научного исследования мы коротко обсуждали в предыдущей теме «Проблемное обучение».
Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся подростковой школы мы предлагаем понимать не совокупность исследовательских работ школьников, а систему учебных ситуаций, направленных на рефлексивное обнаружение норм исследовательской деятельности и поэтапное их освоение в соответствии с возрастными возможностями подростков.
На фоне сказанного возникает вопрос: «Могут ли подростки знакомиться и осваивать нормы исследовательской деятельности, выполняя самостоятельные исследования?»
Вообще-то – нет.
Выполняя самостоятельные исследования школьники, безусловно, должны получать консультативную и экспертную помощь, но одновременно самостоятельно осуществлять полноценное исследование и узнавать, что нужно выделить проблематику, гипотезу и т.д. не могут.
Если же такое происходит, то это лишь означает, что исследование организует кто-то другой, а школьник выполняет лишь технические (лаборантские) функции; степень его учебной самостоятельности пренебрежительно мала.
Учебная ситуация 1. Исследовательская деятельность учащихся подростковой школы
Задание 1. Прочитайте текст
Даже утверждая, что исследовательская деятельность учащихся основной школы сходна по своей структуре с научно-исследовательской деятельностью, важно помнить, что сходство не означает идентичность.
Черты сходства и отличия исследовательской деятельности учащихся подростковой школы и научной исследовательской деятельности представлены в таблице.
Индивидуальная исследовательская деятельность в основной школе (прим.: тема исследования выбрана и сформулирована самим учащимся) | Научно-исследовательская деятельность |
сходство |
Исследовательская установка: мир объективен и познаваем. Исследование начинается с познавательного вопроса.
Познавательная установка: возникшее интеллектуальное противоречие может и должно быть разрешено. Исследование строится в соответствии с культурными нормами (выделение проблемы, формулировка проблемного вопроса, постановка исследовательской задачи и т.д.); предполагает в той или иной степени владение предметным языком и языками мета- уровней (язык описания исследовательской деятельности, язык рефлексии над процедурами исследовательской деятельности) |
|
различия |
|
— Исследователь только осваивает научную картину мира. Познавательный (проблемный) вопрос возникает в контексте личного опыта; житейских и жизненных впечатлений.
— Мотив исследования более «локален и ситуативен», связан с личными познавательными интересами, желанием подействовать по аналогии с тем, как действуют ученые.
— Язык учебного исследования «более интуитивен», не «привязан» к научной парадигме (научной школе).
— Индивидуальное исследование выпускников основной школы может быть квалифицирована как исследовательская проба. Получение принципиально нового знания является скорее эффектом работы, нежели ожидаемым результатом. |
— Исследователь обладает научной картиной мира, опирается на нее. Исследовательский вопрос возникает в контексте существующей (современной, актуальной) научной проблематики.
— Актуальность исследования определяется как существующей научной проблематикой в рамках научной картины мира, так и проблемами той или иной практики.
— Язык научного исследования (в особенности – гуманитарного исследования) определен традицией науки, существующими научными парадигмами (школами), выстроен в соответствии с основаниями той парадигмы, в рамках которой проводится исследование.
— Научное исследование принципиально ориентировано на получение нового знания (теоретического или прикладного). |
Так же важно отметить следующее.
Требования к содержанию исследовательский работ учащихся подростковой школы и к нормам их оформления, взятые из требований к работам более высокого уровня (наличие «актуальности», «научной новизны», «практической значимости», выделение объекта и предмета исследования (что корректно возможно лишь при условии владения системой современного научного содержания предметной дисциплины) и др.), порождают массу фальсификаций при выполнении ученических исследований, нанося ущерб как интеллектуальному, так и личностному развитию подростков.
Принципиально важно начать организовывать исследовательскую деятельность учащихся основной школы с учетом их возможностей, не навязывая учащимся избыточных норм научной исследовательской деятельности, не подменяя их познавательный интерес квазинаучной проблематикой. О вариантах решения этой проблемы, например, в рамках программы «Школьная лига РОСНАНО» мы будем говорить в теме 10 «Индивидуальная учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся».
Учебная ситуация 2. Учебно-исследовательская деятельность учащихся основной школы
Задание 1. Прочитайте текст
Учебно-исследовательская деятельность учащихся подростковой школы, в ходе которой подростки рефлексивно обнаруживают (открывают/знакомятся) и затем осваивают нормы исследовательской деятельности может быть развернута во время урочной и внеурочной деятельности.
В ходе урочной деятельности, на наш взгляд, принципиально одновременное решение двух образовательных задач – обнаружение/освоение норм исследовательской деятельности и освоение предметного материала. Другими словами, предметный материал должен осваиваться в ходе учебно-исследовательской деятельности.
В ходе внеурочной деятельности в подростковой школе, на наш взгляд, имеет смысл сосредоточиться в основном на процессах обнаружения и освоении норм исследовательской деятельности.
Более развернуто о формах и способах организации учебно- исследовательской деятельности в подростковой школе мы будем говорить в следующих темах дистанционного курса.
Задание 2.
— Напишите в чем, на ваш взгляд, сходство, и в чем различие между уроком, выстроенным в логике проблемного обучения и уроком, выстроенным в логике учебного исследования.
Объем текста – 2-3 абзаца.
Выполненное задание прикрепите в виде файла через форму отправки заданий на главной странице учебного курса. В названии укажите свою фамилию и номер темы (например, Иванова тема 1)