Тема 1. Учебно-исследовательская деятельность в основной школе
Учебная ситуация 1. Общие и отличительные особенности исследовательской и проектной деятельности
Задание 1 . Прочитайте текст
Приступая к обсуждению особенностей организации учебно- исследовательской деятельности в основной школе, давайте коротко остановимся на особенностях исследовательской деятельности как культурной нормы. Сделать это лучше через сравнение с другой, не менее известной деятельностью – проектной.
Связано это, ко всему прочему и с тем, что в педагогике часто употребляется словосочетание «исследовательский проект», на фоне которого становится очень непонятно, что тогда – учебное исследование, что такое ученический проект, и в чем тогда то и другое отличается от исследовательского проекта?
***
Итак, исследовательская и проектная деятельность имеют общие и специфические черты.
Культурное «предназначение» и образовательное значение данных видов деятельностей – в разном. В случае учебно-исследовательской деятельности – это формирование у учащихся познавательной установки на то, что «мир познаваем» и готовности исследовать мир «как он есть»; в случае проектной деятельности – это формирование у учащихся готовности относиться к миру человеческой цивилизации как к «проекту», к тому, что создается волей и энергией людей.
Особый пафос и предназначение этих деятельностей должны осознаваться как педагогами, так и учащимися.
К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно- управленческого плана: целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; собственно проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.
Данный перечень указывает на необходимость умения работать с будущим, как с целью, а не только как с мечтой и фантазией; на умение поэтапно и продуктивно двигаться к намеченным целям.
Специфические черты сложившихся форм проектной и исследовательской деятельности представлены в таблице.
Исследовательская деятельность | Проектная деятельность |
предназначение деятельности | |
Выделение и изучение природных процессов, обещающих (пусть и потенциально) практический эффект.Природа понимается как резервуар материалов, сил, энергий, которые человек может использовать при условии, если опишет в науке законы природы. | Изменение (преобразование) сложившейся ситуации в желаемом направлении; проект – это действие, обеспечивающее качественное изменение функционирующей системы.Мир понимается как «проект», как пространство изменения и преобразования. |
категория времени | |
Исследование – это умение извлекать новые знания из «ставшего» (в гуманитарных областях осуществляется реконструкция прошлого; в физике изучается мир с момента «большого взрыва», в биологии – мир, сложившийся за последние 4 млрд. лет). | Проект – это умение работать с настоящим, преобразовывая его в «будущее» а счет контекстной проблематизации текущей ситуации.Проект создает «будущее». |
проблематика | |
Оценка ситуации как познавательной проблемы, связанной с отсутствием объяснения причин того или иного явления, события. | Оценка ситуации социо-культурного характера, как неудовлетворительной; обозначение проблем, порождающих напряженность ситуации; выделение причин. |
исследовательские процедуры | |
Наблюдение, опыт, эксперимент, интерпретация. Процедуры направлены на изучение окружающего мира, для ответа на вопрос «Как устроен мир сам по себе». | Аналитика – оценка сложившейся ситуации для понимания того, как ситуация может быть преобразована в нужном направлении; ответ на вопрос «Как устроена ситуация, которую мы собираемся изменить в нужном для нас направлении» |
результат и продукт деятельности | |
Продукт деятельности – новое знание теоретического или прикладного характера (прим.: даже прикладное знание напрямую не может быть использовано в практике; для этого требуется его преобразование в технологию или, хотя бы, в инструкцию) | Продукт деятельности – реальные объекты (и эффекты) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Данный объект создается для конкретного использования. |
структура деятельности | |
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. | Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. |
время работы и результат | |
Исследования проводятся в рамках долгосрочных исследовательских программ (см., например, исследования на адронном коллайдере).Точный результат исследования предсказан быть не может. Время завершения исследования не может быть точно предсказано. | Проект должен быть спланирован и завершен в точно обозначенное время. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. |
На фоне сказанного вернемся к словосочетанию «исследовательский проект» и сделаем следующие пояснения. Данный термин возник исторически совсем недавно в связи с изменением системы финансирования «прикладной» науки. «Исследовательский проект» в науке – это форма подачи заявки в грантовые центры на финансирование исследования. Никакого другого содержательного смысла этот термин в себе не несет.
Данный термин был перенесен в педагогику. В связи с этим учебные исследования учащихся теперь часто называются «исследовательскими проектами» и к ним предъявляются требования и как к исследованию, и как к проекту.
Это оказывает негативное влияние на качество ученической работы, ее организацию, проведение и оформление результатов. Это особенно заметно, если мы еще раз обратимся к таблице. Предъявлять к ученической работе одновременно требования как к работе исследовательского, так и проектного характера – это значит – предъявлять требования сугубо противоположного характера.
В данном курсе термин «исследовательский проект» мы не используем.
Существование научно-практических конференций, в том числе и школьных, означает лишь одно – учащийся в ходе своей работы должен выполнить реально две разные работы. Одна работа – исследовательская, вторая работа – проект. К «первой работе» предъявляется один набор требований, ко «второй» — другой набор. При этом важно, чтобы учащийся различал в своем мышлении эти типы работ как разные и в первом случае действовал как исследователь, а во втором случае – как проектировщик.
Задание 2. С учетом вышесказанного необходимо выполнить следующую работу.
В зависимости от преподаваемой вами дисциплины возьмите две изучаемые на уроках темы (7- 9 класс) и сформулируйте на их основе темы исследовательских работ и проектных работ
Прим.: важно, чтобы эти работы школьники могли бы выполнить или самостоятельно или в группе. Не менее важно, чтобы эти работы были интересны подросткам.
В разделе «дополнительные материалы» – варианты формулировок, которые были предложены слушателями предыдущих курсов повышения квалификации
Тематика работ для подростковой школы | |
Исследовательская деятельность | Проектная деятельность |
Теоретический уровень:
Прикладной уровень: |
Результаты работы прикрепите в виде файла через форму отправки заданий на главной странице учебного курса.
В названии укажите свою фамилию и номер темы (например, «Иванова тема 1«)
Дополнительные материалы
Примечание: тематика исследовательских и проектных работ может выходить за рамки учебной темы, а может касаться собственно изучаемой темы.
Физика
Учебно-исследовательская деятельность | Проектная деятельность |
7 класс Тема: Энергия Теоретический уровень:КПД, экологичность и перспективность альтернативных источников энергии. Прикладной уровень:
Российский и зарубежный опыт использования ветроустановок (сравнительный анализ) |
Изготовление макета или действующей модели (эффективной) ветроустановки. |
8 класс Тема: Электрические явления Теоретический уровень:Природа и особенности статического электричества
Прикладной уровень: Исследование степени электризации различных видов тканей. |
Разработка рекомендаций: «Ткани, из которых следует и не следует шить одежду» |
9 класс Тема: Механические явления Теоретический уровень: Физические основы танца Прикладной уровень:Исследование физических факторов, влияющих на качество современных видов танца | Совершенная обувь для уличных танцев с точки зрения физики. Разработка и создание модели. |
11 класс. Тема: Электромагнитные колебания и волны. Теоретический уровень:Регулирование тембра с помощью генератора высоких частот или звуковые воздушные струны. Прикладной уровень
Сравнительный анализ существующих моделей терменвокса и возможности его модернизации. |
Создание действующей модели терменвокса. Создание устройства для обучения музыке слабослышаших детей на основе терменвокса |
Химия
Учебно-исследовательская деятельность | Проектная деятельность |
8 класс Теоретический уровень:РН и индикаторы кислотности.
Прикладной уровень: Экспериментальное изучение изменения окраски соков и отваров растений при изменении pH среды
Тема: Кислоты Теоретический уровень: Что такое кислоты как химическое вещество, каковы их свойства? Прикладной уровень: Экспериментальное исследование свойств различных кислот, сравнение их между собой.
Тема: Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки Теоретический уровень: Как вырастить кристалл? Сбор и обработка информации о способах и правилах выращивания кристаллов Прикладной уровень: Выращивание кристаллов различных солей и их исследование. Изучение условий хранения кристаллов. |
Разработка инструкции по изготовлению самодельных индикаторов кислотности среды растворов на основе растительного сырья в домашних условиях.
Создание каталога всех известных кислот с описанием их свойств. Разработка и проведение игры-путешествия «Знаете ли вы кислоты?»
Разработка рекомендаций по выращиванию кристаллов. Создание школьной раздаточной коллекции кристаллов солей. |
9 класс Тема:Теоретический уровень:
… Прикладной уровень: Изучение возможности использования теплового эффекта химической реакции замещения между металлами и солями для создания эффекта «химической грелки»
Тема: Сплавы Теоретический уровень: Изучение свойств и области применения металлических сплавов (чугун, сталь, дюралюминий, латунь, бронза, мельхиор). Прикладной уровень: Исследование свойств различных сплавов.
Теоретическая уровень: Сущность химической и электрохимической коррозии. Прикладной уровень: ??? |
Разработка инструкции по изготовлению
«химической грелки» из подручных средств в домашних условиях.
…
Создание отдельных инструкций по профилактике химической и электрохимической коррозии, например, в отношении школьного оборудования (штативов) |
Биология
Учебно-исследовательская деятельность | Проектная деятельность |
8 класс Тема: Высшая нервная деятельность Теоретический уровень:Стресс. Особенности ВНД человека, природа стресса, история изучения, виды стрессов. Прикладной уровень:
Школьный стресс. Изучение стресса с помощью простейших методик, имеющихся в арсенале школьного психолога. Исследование уровня стресса у учащихся 8 и 9 классов: какие предметы вызывают стресс. |
Рекомендации: «Школьный стресс — хорошо или плохо? Методы управления стрессом». |
9 класс. Тема: Исследование водного биогеоценоза» Теоретический уровень:
Общие характеристики водного биогеоценоза и его специфика. Прикладной уровень: Изучение видового состава водного биогеоценоза, выявление приспособлений к среде обитания, изучение состояния водоема методом макроиндекса. |
Создание искусственного водного биогеоценоза на территории школьного сада |