Исследовательская и проектная деятельность

 31.03.15  20:22

Тема 1. Учебно-исследовательская деятельность в основной школе

Учебная ситуация 1. Общие и отличительные особенности исследовательской и проектной деятельности

 Задание 1 . Прочитайте текст

Приступая к обсуждению особенностей организации учебно- исследовательской деятельности в основной школе, давайте коротко остановимся на особенностях исследовательской деятельности как культурной нормы. Сделать это лучше через сравнение с другой, не менее известной деятельностью – проектной.

Связано это, ко всему прочему и с тем, что в педагогике часто употребляется словосочетание «исследовательский проект», на фоне которого становится очень непонятно, что тогда – учебное исследование, что такое ученический проект, и в чем тогда то и другое отличается от исследовательского проекта?

***

Итак, исследовательская и проектная деятельность имеют общие и специфические черты.

Культурное «предназначение» и образовательное значение данных видов деятельностей – в разном. В случае учебно-исследовательской деятельности – это формирование у учащихся познавательной установки на то, что «мир познаваем» и готовности исследовать мир «как он есть»; в случае проектной деятельности – это формирование у учащихся готовности относиться к миру человеческой цивилизации как к «проекту», к тому, что создается волей и энергией людей.

Особый пафос и предназначение этих деятельностей должны осознаваться как педагогами, так и учащимися.

К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно- управленческого плана: целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; собственно проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.

Данный перечень указывает на необходимость умения работать с будущим, как с целью, а не только как с мечтой и фантазией; на умение поэтапно и продуктивно двигаться к намеченным целям.

Специфические черты сложившихся форм проектной и исследовательской деятельности представлены в таблице.

Исследовательская деятельность Проектная деятельность
предназначение деятельности
Выделение и изучение природных процессов, обещающих (пусть и потенциально) практический эффект.Природа понимается как резервуар материалов, сил, энергий, которые человек может использовать при условии, если опишет в науке законы природы. Изменение (преобразование) сложившейся ситуации в желаемом направлении; проект – это действие, обеспечивающее качественное изменение функционирующей системы.Мир       понимается         как       «проект»,         как пространство изменения и преобразования.
категория времени
Исследование – это умение извлекать новые знания из «ставшего» (в гуманитарных областях осуществляется реконструкция прошлого; в физике изучается мир с момента «большого взрыва», в биологии – мир, сложившийся за последние 4 млрд. лет). Проект – это умение работать с настоящим, преобразовывая его в «будущее» а счет контекстной проблематизации текущей ситуации.Проект создает «будущее».
проблематика
Оценка ситуации как познавательной проблемы, связанной с отсутствием объяснения причин того или иного явления, события. Оценка ситуации социо-культурного характера, как неудовлетворительной; обозначение проблем, порождающих напряженность ситуации; выделение причин.
исследовательские процедуры
Наблюдение,                 опыт,                                  эксперимент, интерпретация. Процедуры направлены на изучение окружающего мира, для ответа на вопрос «Как устроен мир сам по себе». Аналитика – оценка сложившейся ситуации для понимания того, как ситуация может быть преобразована в нужном направлении; ответ на вопрос «Как устроена ситуация, которую мы собираемся изменить в нужном для нас направлении»
результат и продукт деятельности
Продукт деятельности – новое знание теоретического или прикладного характера (прим.: даже прикладное знание напрямую не может быть использовано в практике; для этого требуется его преобразование в технологию или, хотя бы, в инструкцию) Продукт деятельности – реальные объекты (и эффекты) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Данный объект создается для конкретного использования.
структура деятельности
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.
время работы и результат
Исследования проводятся в рамках долгосрочных исследовательских программ (см., например, исследования на адронном коллайдере).Точный результат исследования предсказан быть не может. Время завершения исследования не может быть точно предсказано. Проект должен быть спланирован и завершен в точно обозначенное время. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

 

На фоне сказанного вернемся к словосочетанию «исследовательский проект» и сделаем следующие пояснения. Данный термин возник исторически совсем недавно в связи с изменением системы финансирования «прикладной» науки. «Исследовательский проект» в науке – это форма подачи заявки в грантовые центры на финансирование исследования. Никакого другого содержательного смысла этот термин в себе не несет.

Данный термин был перенесен в педагогику. В связи с этим учебные исследования учащихся теперь часто называются «исследовательскими проектами» и к ним предъявляются требования и как к исследованию, и как к проекту.

Это оказывает негативное влияние на качество ученической работы, ее организацию, проведение и оформление результатов. Это особенно заметно, если мы еще раз обратимся к таблице. Предъявлять к ученической работе одновременно требования как к работе исследовательского, так и проектного характера – это значит – предъявлять требования сугубо противоположного характера.

В данном курсе термин «исследовательский проект» мы не используем.

Существование научно-практических конференций, в том числе и школьных, означает лишь одно – учащийся в ходе своей работы должен выполнить реально две разные работы. Одна работа – исследовательская, вторая работа – проект. К «первой работе» предъявляется один набор требований, ко «второй» — другой набор. При этом важно, чтобы учащийся различал в своем мышлении эти типы работ как разные и в первом случае действовал как исследователь, а во втором случае – как проектировщик.

 

Задание 2. С учетом вышесказанного необходимо выполнить следующую работу.

В зависимости от преподаваемой вами дисциплины возьмите две изучаемые на уроках темы (7- 9 класс) и сформулируйте на их основе темы исследовательских работ и проектных работ

Прим.: важно, чтобы эти работы школьники могли бы выполнить или самостоятельно или в группе. Не менее важно, чтобы эти работы были интересны подросткам.

В разделе «дополнительные материалы» – варианты формулировок, которые были предложены слушателями предыдущих курсов повышения квалификации

 

 Тематика работ для подростковой школы
Исследовательская деятельность Проектная деятельность
Теоретический уровень:

Прикладной уровень:

 

Результаты работы прикрепите в виде файла через форму отправки заданий на главной странице учебного курса.

В названии укажите свою фамилию и номер темы (например, «Иванова тема 1«)


Дополнительные материалы 

Примечание: тематика исследовательских и проектных работ может выходить за рамки учебной темы, а может касаться собственно изучаемой темы.

 

Физика

Учебно-исследовательская деятельность Проектная деятельность
7 класс Тема: Энергия Теоретический уровень:КПД, экологичность и перспективность альтернативных источников энергии. Прикладной уровень:

Российский и зарубежный опыт использования ветроустановок (сравнительный анализ)

  Изготовление макета или действующей модели (эффективной) ветроустановки.
8 класс Тема: Электрические явления Теоретический уровень:Природа и особенности статического электричества

Прикладной уровень:

Исследование степени электризации различных видов тканей.

  Разработка         рекомендаций:         «Ткани,        из которых следует и не следует шить одежду»
9 класс Тема: Механические явления Теоретический уровень: Физические основы танца Прикладной уровень:Исследование физических факторов, влияющих на качество современных видов танца   Совершенная обувь для уличных танцев с точки зрения физики. Разработка и создание модели.
11 класс. Тема: Электромагнитные колебания и волны. Теоретический уровень:Регулирование тембра с   помощью генератора высоких частот или звуковые воздушные струны. Прикладной уровень

Сравнительный анализ существующих моделей терменвокса и возможности его модернизации.

  Создание действующей модели терменвокса. Создание устройства для обучения музыке слабослышаших детей на основе терменвокса

 

Химия

Учебно-исследовательская деятельность Проектная деятельность
8 класс Теоретический уровень:РН и индикаторы кислотности.

Прикладной уровень:

Экспериментальное изучение изменения окраски соков и отваров растений при изменении pH среды

 

Тема: Кислоты

Теоретический уровень:

Что такое кислоты как химическое вещество, каковы их свойства?

Прикладной уровень:

Экспериментальное               исследование         свойств различных кислот, сравнение их между собой.

 

Тема: Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки

Теоретический уровень:

Как вырастить кристалл? Сбор и обработка информации о способах и правилах выращивания кристаллов

Прикладной уровень:

Выращивание кристаллов различных солей и их исследование.

Изучение условий хранения кристаллов.

  Разработка инструкции по изготовлению самодельных индикаторов кислотности среды растворов на основе растительного сырья в домашних условиях. 

 

 

Создание каталога всех известных кислот с описанием их свойств.

Разработка   и     проведение   игры-путешествия

«Знаете ли вы кислоты?»

 

 

 

 

 

 

 

Разработка рекомендаций по выращиванию кристаллов. Создание школьной раздаточной коллекции кристаллов солей.

9 класс Тема:Теоретический уровень:

Прикладной уровень:

Изучение возможности использования теплового эффекта химической реакции замещения между металлами и   солями для создания эффекта

«химической грелки»

 

Тема: Сплавы Теоретический уровень:

Изучение       свойств     и     области     применения металлических          сплавов           (чугун,        сталь, дюралюминий, латунь, бронза, мельхиор). Прикладной уровень:

Исследование свойств различных сплавов.

 

Теоретическая уровень:

Сущность химической и электрохимической коррозии.

Прикладной уровень:

???

   Разработка     инструкции     по     изготовлению

«химической грелки» из подручных средств в домашних условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание отдельных инструкций по профилактике химической и электрохимической коррозии, например, в отношении школьного оборудования (штативов)

 

Биология

Учебно-исследовательская деятельность Проектная деятельность
8 класс Тема: Высшая нервная деятельность Теоретический уровень:Стресс. Особенности ВНД человека, природа стресса, история изучения, виды стрессов. Прикладной уровень:

Школьный стресс. Изучение стресса с помощью простейших методик, имеющихся в арсенале школьного психолога. Исследование уровня стресса у учащихся 8 и 9 классов: какие предметы вызывают стресс.

  Рекомендации: «Школьный стресс — хорошо или плохо? Методы управления стрессом».
 9 класс. Тема: Исследование водного биогеоценоза» Теоретический уровень:

Общие характеристики водного биогеоценоза и его специфика.

Прикладной уровень:

Изучение видового состава водного биогеоценоза, выявление приспособлений к среде обитания, изучение состояния водоема методом макроиндекса.

   Создание искусственного водного биогеоценоза на территории школьного сада