Мозговой штурм
Метод мозгового штурма разработал в Соединённых Штатах Америки совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Осборн. В конце 1930-х годов он со своими сотрудниками начал использовать этот метод для поиска новых идей. После выхода в 1953 году книги А. Осборна «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления» метод мозгового штурма стал широко известен.
О классическом мозговом штурме в современном его исполнении написано много. В данной статье мы рассмотрим учебный мозговой штурм (далее УМШ). Основная цель использования УМШ — развитие у школьников творческого стиля мышления. Штурм состоит из двух основных этапов: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором — эти идеи анализируются. Выдвижение и анализ идей являются важнейшими составляющими умения решать открытые задачи.
Технология проведения УМШ
Обычно УМШ проводится в группах численностью 3-5 учащихся.
1. Перед штурмом группу инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма (при выдвижении идей) — никакой критики! Более того, необходимо всячески приветствовать новые идеи, какими бы абсурдными они не казались.
2. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду и поработала над ее развитием.
3. Группа выбирает секретаря, который будет фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком…).
4. Группам выдается одна или несколько задач и проводится первичное обсуждение и уточнение условий этих задач.
5. Учитель определяет время, которое он выделяет на первый этап штурма. Это время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске и включить таймер.
Первый этап УМШ. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ
Главная цель этапа — наработать как можно больше возможных идей решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать данный этап до окончания отведенного времени, если поток идей иссяк, и ведущий не может исправить положение.
После этапа небольшой перерыв, в который можно обсудить с рефлексивной позиции, как проходил штурм: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему.
Второй этап УМШ. АНАЛИЗ ИДЕЙ
На этом этапе (и не ранее) все высказанные идеи каждая группа рассматривает критически. При этом необходимо придерживаться основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно. Нужно постараться усовершенствовать эту идею или применить ее в других условиях.
И опять небольшой перерыв.
Третий этап УМШ. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. Возможны и другие варианты, например, группа отбирает самое практичное предложение и самое «дикое».
В некоторых случаях учитель может поставить цель: найти как можно больше решений, и тогда спикер оглашает все полученные идеи.
При использовании УМШ дети с большим интересом решают открытые задачи в группах. Этим методом они хорошо и быстро «раскалывают» относительно простые задачи. Но если задача долго не решается, то, высказав ряд идей, участники штурма теряют интерес, начинают скучать. Практика показывает, что для решения сложных открытых задач лучше всего использовать специальные алгоритмы. Это приводит мысли в порядок и повышает шансы на успех.
Приложенные материалы, доступные для скачивания:
Урок Учебного Мозгового Штурма
Урок Учебного Мозгового Штурма Продолжение
Задачи для УМШ с ответами
Задачи для УМШ
Заметки инструктора по УМШ
Задание к теме № 4
Изучите текстовые материалы и презентации.
Проведите занятия со школьниками по решению открытых задач методом учебного мозгового штурма.
Опишите проведенные занятия (план урока, как проходил урок, заинтересованность учащихся, результаты работы учащихся). Отметьте характерные трудности.
Результаты работы прикрепите в виде файла в редакторе MSWord через форму отправки заданий на главной странице учебного курса. Объем отчета не менее 2 страниц А4 (кегль 12, междустрочный интервал — одинарный). В теме письма свою фамилию и номер темы (например, «Иванова тема 4″).