Интеллектуальная игра «Диалог с компьютером»

 20.10.14  14:09

Игра диалог с компьютером («да-нет»)

Скачать презентацию
Цель урока

научить учащихся решать задачи-загадки, задавая вопросы.

Примечание: При помощи игры «Диалог с компьютером» можно научить учащихся:

  • задавать осмысленные вопросы;
  • слушать и слышать соучеников;
  • систематизировать имеющуюся информацию;
  • связывать разрозненные факты в единую картину.
План урока:
№№ Этапы урока Время Деятельность на уроке
1 Проверка и обсуждение Д/З предыдущего урока 5 мин. Краткие сообщения учащихся или работа в парах (малых группах)
2 Изучение нового материала: игра «Диалог с компьютером» 10 мин. Рассказ учителя с элементами беседы
3 Тренинг 1 10 мин. Игра «Диалог с компьютером». Играет вся группа или класс, игру ведет учитель
4 Тренинг 2 15 мин. Игра «Диалог с компьютером» в парах или малых группах
5 Подведение итогов урока 3 мин. Сообщение учителя
6 Домашнее задание 2 мин. Учитель раздает учащимся листки с задачами

 

«Каков вопрос – таков ответ»

Народная мудрость

Ход урока

Этап 1. Проверка Д/З предыдущего урока

Этап 2. Изучение нового материала. Рассказ учителя с элементами эвристической беседы

Есть много ценных умений в нашей жизни. От умения застегнуть пуговицу до умения рассчитать траекторию полета космического корабля. Одно из них – умение задать сильный вопрос. Сильный вопрос – это такой вопрос, который приближает нас к ясности и избавляет от необходимости задавать множество других вопросов. Удачно заданный вопрос может помочь следователю быстро раскрыть преступление, бизнесмену открыть удачное дело, врачу поставить правильный диагноз, ученого привести к открытию, журналисту сделаться в одно мгновение известным…

Интереснее всего учиться задавать сильные вопросы, играя в игру «Да-нет». Кто из вас знает эту игру? Какие в этой игре правила?

Примечание: Пусть учащиеся сформулируют правила игры «Да-нет». Учитель им помогает, а затем обобщает эти правила.

Верно, я задаю вам вопрос или рассказываю вам ситуацию, а вы должны найти ответ. При этом вы можете задавать мне вопросы. Но вопросы должны быть поставлены так, чтобы на них можно было ответить только «Да» или «Нет». Иногда я могу сказать: «И да, и нет» или «Нет ответа».

Примечание: Будет даже лучше, если учитель будет реагировать на вопросы учащихся заранее оговоренными знаками.

Теперь еще два самых важных правила (обычно про них забывают):

  1. Каждый из вас обязательно должен слушать вопросы, которые задают другие учащиеся, а также ответы на них, чтобы не повторяться.
  2. Вопросы нужно формулировать так, чтобы они целенаправленно вели к ответу (отсекали целые области неизвестного).

Чтобы вы лучше поняли правила игры, особенно последнее правило, вначале решите сравнительно простую задачу, в которой нужно выяснить число.

Примечания: Можно выделить три типа задач для игры диалог с компьютером:

  • задачи на нахождение числа;
  • задачи на нахождение объекта;
  • задачи на объяснение ситуации.

Начинать игру лучше с наиболее простых задач: с числовых. При решении таких задач детям гораздо легче целенаправленно задавать отсекающие вопросы.

 Этап 3. Тренинг. Игра «Диалог с компьютером»

Задача 1. На какую высоту над Землей поднялся космический корабль «Восток I» с первым космонавтом Юрием Гагариным на борту? Определите высоту орбиты в километрах.

Возможен следующий вариант игры:

– Это двузначное число?

– Нет.

– Это трехзначное число?

– Да.

– Это число больше 400?

– Нет.

Комментарий: Таким образом, загаданное число находится в промежутке между 100 и 400. Сокращая этот промежуток вдвое, а затем полученный интервал снова вдвое и т.д., мы можно легко найти ответ.

– Это число меньше двухсот?

– Да.

– Это число больше ста пятидесяти?

– Да.

– Это число больше ста семидесяти пяти?

– Нет.

– Это число 160?

– Да. Космический корабль поднялся на высоту сто шестьдесят километров.

Примечание: Можно предложить детям определить высоту самой высокой горы, или самого высокого здания в мире. Материалы для подобных задач можно подобрать в книге рекордов Гиннеса.

Примечание: На первых порах дети слишком увлекаются игрой: не слушают друг друга, хаотично задают вопросы, пытаясь угадать ответ. Обязательно следует остановить их и напомнить правила игры.

В следующем варианте игры загадывается объект, имеющий много характеристик, каждая из которых обладает своими особенностями. Для нахождения ответа детям необходимо выяснить основные характеристики задуманного объекта. Как это сделать покажем на примере.

Задача 2. Задуман некоторый инструмент. Определите, какой инструмент задуман?

Возможный вариант игры:

– Этот инструмент используют на заводе?

– Нет.

– Его используют дома?

– И да, и нет.

– Это медицинский инструмент?

– Нет.

– Это музыкальный инструмент?

– Да.

– Это ударный инструмент?

– Нет.

– Это струнный инструмент?

– Да.

– На этом инструменте играют смычком?

– Нет.

– Это балалайка?

– Нет.

– Это домра

– Нет.

– Это гитара.

– Да, это гитара.

Приведем еще несколько задач-загадок на определение объекта:

Задача 3. Задуман известный в детской литературе персонаж. Отгадайте его! (Можно загадать змея Горыныча, Буратино и т. д.).

Задача 4. Отгадайте имя человека, оставившего большой след в истории (Можно задумать любого известного исторического деятеля).

Задача 5. Этот человек придумал способ передвижения, который спас ему жизнь. Но таким способом он воспользовался только один раз. Назовите этого героя?

В пятой задаче речь идет об Одиссее. Помните, как он выбрался из пещеры циклопа, прицепившись снизу к овце. Конечно, это задачка для тех, кто знаком с мифами древних греков.

Примечания. Что делать если…

  1. …дети задают вопросы, на которые невозможно дать ответ «Да» или «Нет». Например, ребенок задал вопрос: «Этот герой сказочный или реальный?». В таких случаях можно молчать или заранее условленным знаком показать, что вопрос задан некорректно.
  2. …дети не слышат вопросы других учеников и ответы на их вопросы? В таком случае помогает следующий прием: каждый ученик, прежде чем задать вопрос, делает вывод из ответа учителя на предыдущий вопрос, и лишь после этого задает свой вопрос. Например: задумано животное. Самый первый ученик спрашивает: «Это животное живет в воде?». Учитель отвечает: «Нет». Второй ученик вначале говорит: «Теперь мы знаем, что задуманное животное живет не в воде. Мой вопрос: У этого животного есть крылья?». Учитель опять отвечает: «Нет». Следующий ученик говорит: «Мы знаем, что это животное живет не в воде, и у него нет крыльев» и задает очередной вопрос.
  3. …дети задают вопросы, на которые у вас нет ответов? Тогда можно ответить: «Нет информации». Ничего страшного, пусть думают, какие еще можно задать вопросы.

Этап 4. Тренинг в парах или малых группах

Учитель назначает в каждой паре или группе ведущего и выдает ему оформленное на листе условие задачи и ответ к ней. Остальные участники ищут ответ, задавая вопросы ведущему. Если позволяет время, то учитель выдает следующую задачу этим же ведущим или назначает других ведущих.

Этап 5. Подведение итогов урока

Вопрос для обсуждения с учащимися: В каких профессиях нужно уметь задавать сильные вопросы?

Цель обсуждения: подвести учащихся к мысли, что это необходимо всем, кто хочет работать на высоком уровне и добиться успеха.

Учитель обсуждает с классом основные трудности, которые возникают при формулировании вопросов в игре «Диалог с компьютером», напоминает правила игры, отвечает на вопросы учащихся.

Этап 6. Домашнее задание

  • Учитель выдает каждому учащемуся листок с 3-5 задачами и ответами к ним. Детям нужно предложить эти задачи своим одноклассникам, друзьями, членами семьи. На следующем занятии будет необходимо рассказать об этом.
  • Творческое задание. Придумать и записать не менее трех задач для игры «Диалог с компьютером». Лучшие задачи будем решать на следующих занятиях.

Рекомендуем прочитать материал об игре «Да-нет» на с. 65-67 книги «Приемы педагогической техники», а также статью Анатолия Гина «Да и нет говорите». Найти статью можно на сайте «Образование для новой эры».

Примеры задач для игры «Диалог с компьютером» можно найти в дополнительных материалах к данному уроку:

Задачи к игре «Диалог с компьютером» — СКАЧАТЬ

Задачи к игре «Диалог с компьютером» с ответами — СКАЧАТЬ


Игра «Диалог с компьютером» (продолжение)

Цель урока

научить учащихся решать ситуационные задачи игры «Диалог с компьютером», задавая осмысленные вопросы.

План урока:
Этапы урока Время Деятельность на уроке
1 Проверка и обсуждение Д/З предыдущего урока 5 мин. Решение задач на объяснение ситуации. Играет вся группа или класс, игру ведет учитель
2 Тренинг 1 17 мин. Рассказ учителя с элементами беседы
3 Тренинг 2 18 мин. Игра «Диалог с компьютером» в парах или малых группах
4 Подведение итогов урока 3 мин. Сообщение учителя
5 Домашнее задание 2 мин. Учитель раздает учащимся листки с задачами
Ход урока

Этап 1. Проверка Д/З предыдущего урока

Работа всем классом или в парах (малых группах) – решение задач «Диалог с компьютером», сформулированных учащимися. Учитель контролирует ход игры и помогает учащимся формулировать вопросы.

Этап 2. Тренинг. Решение задач на объяснение ситуации

Третий, наиболее сложный вариант игры «Диалог с компьютером», заключается в объяснении причин поступков действующих лиц в предложенной ситуации или в объяснении самой ситуации, о которой дана лишь частичная информация. Основная сложность заключается в том, что полученную с помощью разных вопросов информацию необходимо связать так, чтобы можно было найти единственно правильный ответ.

Пример задачи на объяснение ситуации

Примечание: Приведенная ниже задача довольно сложна. В слабых классах лучше вначале решить задачи 2 и 3 (см. ниже), приведенные в раздаточном материале к данному уроку.

Задача 1. Самолет поднялся с аэродрома и стал набирать высоту. Вдруг летчики почувствовали удар, и им пришлось посадить самолет. Определите что произошло.

Возможный вариант решения задачи:

– Удар был вызван предметом?

– Да.

– Удар был вызван предметом, который находился в самолете?

– Нет.

– То, что их ударило — живое?

– И да, и нет.

– Это растение?

– Нет.

– В небе было много подобных объектов?

– Нет.

– Причина приземления – поломка самолета?

– Да.

– Подобный предмет часто бывает причиной аварии?

– Нет.

– Мог ли этот предмет сам перемещаться в воздухе?

– Нет.

– Предмет был направлен руками человека?

– Нет.

– Предмет имел большую массу?

– Вопрос не корректен

– Предмет имел массу больше 10 кг?

– Нет.

– Масса предмета имеет значение?

– Да.

– Предмет падал сверху?

– Да.

– Предмет был уронен с другого самолета?

– Нет.

– Падение предмета было вызвано атмосферными явлениями?

– Нет.

– Предмет был живым до столкновения с самолетом?

– Да.

– Предмет – труп живого существа?

– Да.

– Животного?

– Да.

– Домашнего?

– Нет.

– Действие происходит в России?

– Не имеет значения.

– Нужно назвать точное название животного?

– Нет.

– Животное упало с высотного здания?

– Нет.

– Животное поднял в воздух человек?

– Нет.

– Животное подняло в воздух другое животное?

– Да.

– Хищная птица несла в когтях жертву и уронила?

– Да.

Ответ найден! Неподалеку пролетал орел, он был напуган самолетом и выронил из когтей добычу – крупную рыбу, которая и столкнулась с самолетом.

Задача 2. Старший лейтенант отчитывает генерала. Генерал краснеет и лепечет оправдания. Но при этом нет нарушения устава. Как это может быть?

Ответ: Старший лейтенант отец генерала.

Задача 3. Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит ее порезать, но не поперек, а вдоль. Продавщица спрашивает: «Вы пожарник?» Мужчина ответил: «Да». Как продавщица догадалась, что он пожарник?

Ответ: Мужчина был в форме пожарника.

Этап 3. Тренинг в парах или малых группах

Учитель назначает в каждой паре или группе ведущего и выдает ему оформленное на листе условие задачи и ответ к ней. Остальные участники ищут ответ, задавая вопросы ведущему. Если позволяет время, то учитель выдает следующую задачу этим же ведущим или назначает других ведущих.

Этап 4. Подведение итогов урока

Учитель обсуждает с классом трудности, которые возникают при решении ситуационных задач, напоминает детям, что нужно задавать отсекающие вопросы, отвечает на вопросы.

Этап 5. Домашнее задание

  • Учитель выдает каждому учащемуся листок с 2-3 ситуационными задачами, которые были решены на уроке. Детям нужно предложить эти задачи своим одноклассникам, друзьями, членами семьи. На следующем занятии будет необходимо рассказать о том, как решались эти задачи.
  • Творческое задание. Придумать и записать 1-2 ситуационные задачи для игры «Диалог с компьютером». Лучшие задачи будем решать на следующих занятиях.

Примечание: Примеры ситуационных задач для игры «Диалог с компьютером» можно найти в материалах к данному уроку:

Ситуационные задачи к игре «Диалог с компьютером» — СКАЧАТЬ

Ситуационные задачи к игре «Диалог с компьютером» с ответами — СКАЧАТЬ


Задание к теме № 3

Изучите текстовые материалы, проанализируйте задания для учащихся.

Для игры «Диалог с компьютером» подберите задания из предложенных автором курса, а также сформулируйте собственные задания на основе изучаемого материала.

Проведите игры с учащимися на 2-3 уроках.

Опишите опыт, полученный при проведении игр: обязательно приведите 4-5 примеров самостоятельно сформулированных заданий, а также наиболее характерные вопросы учащихся, которые прозвучали в ходе игры. Можно расписать игру так, как это сделано в предложенных автором уроках.

Результаты работы прикрепите в виде файла в редакторе MSWord через форму отправки заданий на главной странице учебного курса. Объем отчета не менее 2 страниц А4 (кегль 12, междустрочный интервал — одинарный). В теме письма свою фамилию и номер темы (например, «Иванова тема 3″).